Меню
 
 
 
 
 
 
 
9:00 — 18:00




Недвижимость: запрет на проведение сделок и регистрация права собственности онлайн

30 марта 2021

Каждый владелец недвижимости может подать заявление в Росреестр о том, что сделки с принадлежащим ему имуществом могут производиться только при его личном участии. При подаче такого заявления в ЕГРН будет внесена соответствующая запись.

Наличие в ЕГРН такой записи является основанием для возврата без рассмотрения любых других заявлений, кроме лично ваших, на государственную регистрацию перехода, ограничения (обременения), прекращения права на соответствующий объект недвижимости.

Заявление можно подать при обращении в многофункциональный центр "Мои документы" (экстерриториально - в филиалах Федеральной кадастровой палаты Росреестра). Такие заявления также можно направить по почте, заверив предварительно свою подпись в них у нотариуса. Форма заявления есть в Информации Росреестра «Об оформлении сделок с недвижимостью с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП)».

 

Как гражданину подать документы на регистрацию прав на недвижимое имущество в электронной форме - материал из электронного журнала "Азбука права" в системе КонсультантПлюс

Право собственности и другие вещные права на недвижимость, а также ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Документы могут быть представлены на регистрацию на бумажном носителе или в электронной форме. Чтобы подать документы на регистрацию в электронной форме, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма. 

Шаг 1. Получите усиленную квалифицированную электронную подпись

Заявление и документы, представляемые в орган регистрации прав в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

Отличительной особенностью УКЭП является то, что ключ проверки такой подписи указан в квалифицированном сертификате ключа проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат).

Для получения квалифицированного сертификата необходимо обратиться в удостоверяющий центр, аккредитованный Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Перечень таких удостоверяющих центров размещен, в частности, на официальном сайте Росреестра.

Получить квалифицированный сертификат можно в том числе в Удостоверяющем центре ФГБУ "ФКП Росреестра".

Порядок создания и выдачи сертификатов ключа проверки электронной подписи устанавливается конкретным удостоверяющим центром.

За выдачу квалифицированного сертификата удостоверяющим центром может быть установлена плата. 

Для получения квалифицированного сертификата гражданину необходимо представить в удостоверяющий центр следующие документы и (или) сведения из них :

  • документ, удостоверяющий личность;
  • номер СНИЛС;
  • ИНН.

Идентификация заявителя удостоверяющим центром может быть произведена при его личном присутствии или без его личного присутствия:

  • с использованием квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата;
  • путем предоставления информации, указанной в документе, удостоверяющем личность гражданина РФ за пределами территории РФ, содержащем электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные;
  • путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы. Если при этом заявитель отказывается от использования шифровальных (криптографических) средств, удостоверяющий центр обязан отказать такому лицу в проведении указанной идентификации без личного присутствия.

По общему правилу сертификат ключа проверки электронной подписи может быть выдан как в форме электронного документа, так и на бумажном носителе. Также вам должны предоставить руководство по обеспечению безопасности использования УКЭП и средств УКЭП.

В ФГБУ "ФКП Росреестра" сертификат ключа проверки электронной подписи можно получить только в личном кабинете на официальном сайте Удостоверяющего центра.

Как правило, срок действия сертификата ограничен определенным периодом времени.

Одновременно с выдачей сертификата удостоверяющий центр направляет сведения о выданном вам сертификате в единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). По вашему желанию при вашем личном присутствии удостоверяющий центр также может бесплатно зарегистрировать вас в ЕСИА.

Кроме того, при наличии соответствующей аккредитации удостоверяющий центр может хранить ключ квалифицированной электронной подписи с обеспечением его защиты от компрометации и несанкционированного использования и по поручению владельца сертификата создавать подпись при помощи такого ключа.

Если в отношении объекта недвижимости планируется осуществить государственную регистрацию перехода, прекращения права собственности на основании сделки отчуждения (например, купля-продажа, дарение, мена) и сертификат ключа проверки электронной подписи выдан вам не Удостоверяющим центром ФГБУ "ФКП Росреестра", переходите к шагу 2.

В остальных случаях переходите к шагу 3. 

Шаг 2. Подайте в Росреестр заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП

Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП, должно быть представлено в Росреестр правообладателем отчуждаемого объекта недвижимости или его законным представителем либо представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, в форме документа на бумажном носителе посредством личного обращения, в том числе через МФЦ. Также заявление можно направить по почте, предварительно заверив свою подпись на нем у нотариуса.

Запись о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП, вносится в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в срок не более пяти рабочих дней с момента поступления заявления.

Если сертификат ключа проверки электронной подписи выдан Удостоверяющим центром ФГБУ "ФКП Росреестра", представлять в Росреестр указанное заявление не требуется.

Шаг 3. Зарегистрируйтесь на Едином портале госуслуг (при необходимости)

Регистрация на Едином портале госуслуг необходима для получения доступа к государственным услугам в электронной форме.

Регистрация на портале осуществляется посредством ЕСИА. Созданная таким образом учетная запись впоследствии используется для входа в личный кабинет на сайте государственных органов, в том числе на сайте Росреестра.

Если у вас уже есть подтвержденная учетная запись на Едином портале госуслуг, пропустите этот шаг.

Для получения подтвержденной учетной записи необходимо в регистрационной форме на портале указать свои фамилию, имя, номер мобильного телефона и адрес электронной почты, а затем ввести код подтверждения, полученный в СМС-сообщении.

После этого нужно заполнить профиль пользователя, указав СНИЛС и данные документа, удостоверяющего личность. Ваши данные должны пройти проверку в МВД России и ПФР.

Обратите внимание! Проверка данных может занять от нескольких часов до нескольких дней.

Уведомление о результатах проверки будет направлено на вашу электронную почту.

После завершения проверки нужно подтвердить вашу личность. Для этого, в частности, можно воспользоваться УКЭП.

Если проверка пройдет успешно, ваша учетная запись получит статус "Подтвержденная". 

Шаг 4. Подайте документы на регистрацию через личный кабинет на сайте Росреестра

Для этого выполните следующие действия.

  1. Установите на компьютер специальный программный модуль (плагин) для браузера, позволяющий использовать УКЭП на веб-страницах (если он еще не установлен). Так, сайт Росреестра предлагает установить "КриптоПро ЭЦП Browser plug-in".
  2. С помощью учетной записи Единого портала госуслуг войдите в личный кабинет на сайте Росреестра.
  3. Выберите необходимую вам услугу из списка доступных услуг в зависимости от ситуации (например, "государственная регистрация возникновения и перехода прав на объект недвижимого имущества" или "постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация возникновения права").
  4. Заполните форму заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и подпишите его УКЭП. Заявление должно иметь формат XML-документа.
  5. Прикрепите к заявлению необходимые документы (в зависимости от ситуации) в формате XML и (или) электронных образов документов в формате PDF, подписанные УКЭП.

При этом следует иметь в виду, что электронные образы документов (формат PDF) могут быть представлены только в случае, если законом предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника. В частности, это копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов.

В остальных случаях документы должны быть представлены в формате XML.

В течение рабочего дня, следующего за днем приема заявления и документов Росреестром, на ваш адрес электронной почты будет направлено уведомление о получении документов.

Уплатите госпошлину за государственную регистрацию.

Если на момент представления заявления госпошлина не уплачена, вам будет направлена информация, содержащая необходимый для подтверждения факта оплаты конкретной услуги уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить.

При подаче документов на регистрацию в электронной форме госпошлина уплачивается с коэффициентом 0,7.

Госпошлина не уплачивается за государственную регистрацию права собственности, возникшего до 31.01.1998.

Шаг 5. Получите выписку из ЕГРН

В зависимости от конкретной ситуации срок государственной регистрации в случае подачи документов в электронной форме.

  • семь рабочих дней с даты приема заявления на осуществление государственной регистрации;
  • десять рабочих дней с даты приема заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации;
  • один рабочий день, если регистрация осуществляется на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство или свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
  • пять рабочих дней в случае государственной регистрации ипотеки жилого помещения.

Течение срока государственной регистрации начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов.

Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из ЕГРН, которая будет направлена вам в электронной форме, а также специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки, подписанной УКЭП государственного регистратора.