Меню
 
 
 
 
 
 
 
9:00 — 18:00




Прямые выплаты для всех регионов: Минтруд подготовил проект

26 августа 2020

На общественное обсуждение выставили проект изменений ряда законов в сфере обязательного социального страхования. Согласно поправкам прямые выплаты перестают быть экспериментом: соответствующий порядок закрепляется законодательно. Таким образом, он становится обязательным для всех.
Осенью прошлого года Минтруд уже представлял вариант законопроекта. Теперь документ значительно доработан. Рассмотрим новые предложения подробнее.

 

Сроки перехода на новый порядок

По проекту положения о прямых выплатах вступят в силу 1 января 2022 года. В течение 2021 года ФСС будет назначать и выплачивать пособия во всех субъектах с учетом особенностей, которые установлены Законом о бюджете фонда на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
Полагаем, что субъекты РФ, которые еще не участвуют в пилотном проекте, будут включены в перечень с 1 января 2021 года. Таким образом, фактически на прямые выплаты перейдут все регионы со следующего года, однако пока в рамках пилотного проекта. А уже с 2022 года порядок будет закреплен законодательно.

В пользу этого подхода можно привести такие аргументы. Во-первых, нормы НК РФ о том, что пособия выплачивает страхователь, а расходы потом засчитывает ФСС, действуют по 31 декабря 2020 года включительно. Во-вторых, недавно ФСС говорил о планах перевести оставшиеся регионы на прямые выплаты уже с 2021 года. Об изменении порядка уже сообщается на сайтах отделений фонда в этих регионах (например, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге).

 

Права и обязанности работодателя, ФСС и застрахованных лиц

Сам по себе переход на прямые выплаты - это, по сути, корректировка полномочий ФСС, а также его обязанностей и обязанностей страхователей-работодателей.
Так, фонд больше не будет принимать к зачету в счет уплаты взносов расходы страхователя (п. 5, п. 6 ст. 1, п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 3 законопроекта). При этом у него появится право запрашивать и получать в медорганизациях сведения и документы, которые необходимы для проверки наступления страхового случая, а также проверки соблюдения условий и порядка формирования больничных (п. 3 ст. 3 законопроекта).

С работодателей снимут, например, обязанность исполнять решения фонда о страховых выплатах по травматизму и профзаболеваниям или осуществлять выплаты по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 4 ст. 1 законопроекта). Не будет у них и права обращаться в ФСС за средствами на страховые выплаты работникам сверх начисленных взносов по ВНиМ (п. 2 ст. 3 законопроекта).

У страхователей появятся новые обязанности, например следующие (п. 4 ст. 1, п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 3 законопроекта):

  • своевременно представлять в фонд документы и сведения для назначения и выплаты пособий;
  • возмещать страховщику суммы излишне понесенных им расходов на выплаты страхового обеспечения, если эта излишняя уплата произошла из-за того, что работодатель представил недостоверные или неполные сведения.

У застрахованного лица появляется обязанность при трудоустройстве и в период трудовой или служебной деятельности представлять работодателю сведения для выплаты страхового обеспечения (п. 12 ст. 3 законопроекта). Их можно подавать как на бумаге, так и электронно. Форму таких сведений должен утвердить ФСС. Поданные сведения нужно будет подтверждать на начало каждого календарного года. Если они изменяются, необходимо своевременно сообщать работодателю.

 

Порядок выплат

Суть прямых выплат в том, что почти всегда страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию будет выплачивать застрахованному лицу непосредственно ФСС, а не страхователь. Исключение - первые три дня нетрудоспособности из-за заболевания или травмы. Их, как и сейчас, работодатель оплачивает за счет своих средств. Правила назначения, расчета и выплаты пособия страхователем будут установлены в отдельной статье (п. 14 ст. 3 законопроекта). Обращаем внимание, что перечислять работнику деньги нужно будет в том же порядке, который предусмотрен для выплаты зарплаты. Порядок расчета размера пособия одинаковый для ФСС и работодателя.

В остальных случаях фонд перечислит пособие на банковский счет застрахованного лица, который указан в заявлении либо на портале госуслуг. Другой вариант - деньги передадут через почту или иную организацию, которую выберет застрахованный либо его представитель (п. 2 ст. 1, п. 12 ст. 3 законопроекта).
Для назначения пособий у ФСС должен быть комплект документов (больничные, заявления, сведения о зарплате и т.д.). Конкретный перечень документов и сведений, а также порядок их получения страховщиком установит правительство. Однако уже сейчас можно говорить о ряде планируемых новшеств (п. 12 ст. 3 законопроекта).

Прежде всего нужно отметить, что применяться будут только электронные листки нетрудоспособности (ст. 5 законопроекта). Бумажные бланки больничных предложили отменить. Условия и порядок формирования электронных листков должен будет установить Минздрав по согласованию с Минтрудом и ФСС.
Электронный больничный станет основанием для назначения и выплаты:

  • пособий по временной нетрудоспособности;
  • пособий по беременности и родам;
  • единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медорганизациях в ранние сроки беременности.

У страхователя появляется обязанность не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом больничном разместить в информационной системе ФСС сведения, которые необходимы для назначения и выплаты указанных пособий.

Сведения для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка ФСС либо получит сам из Единого реестра ЗАГС, либо запросит у страхователя. Дополнительно от застрахованного лица потребуется согласие. Его можно будет направить через портал госуслуг.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком должно назначаться на основании заявления застрахованного лица, которое нужно будет подавать работодателю вместе с заявлением на отпуск по уходу за ребенком. Форму должен утвердить ФСС по согласованию с Минтрудом. Предполагается, что это заявление также можно будет подать через портал госуслуг. Обращаем внимание, что у страхователя будет всего три рабочих дня со дня получения заявления от работника, чтобы подать в ФСС сведения для назначения пособия. Также три рабочих дня даны работодателю, чтобы сообщить: сотрудник больше не имеет права на получение пособия. Срок будут отсчитывать со дня, когда страхователь узнал о возникновении соответствующих обстоятельств.

Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медорганизаций и федеральных госучреждений медико-социальной экспертизы для формирования электронных больничных установит правительство. Информацию о назначении и выплате пособий ФСС должен размещать в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

 

Ответственность страхователей

Отказ представлять документы грозит штрафом в размере 200 рублей за каждый документ (п. 13 ст. 1, п. 17 ст. 3 законопроекта). Если подать неполные или искаженные сведения либо документы, то штраф будет равен 20% от суммы излишне понесенных расходов, но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб. (п. 14 ст. 1, п. 17 ст. 3 законопроекта). Аналогичная ответственность предусмотрена для случаев, когда представлены недостоверные документы и сведения, что привело к излишним расходам на выплату пособий.

За нарушение страхователем срока представления сведений придется заплатить 5 000 руб.

Кроме того, излишне понесенные расходы ФСС взыщет со страхователя или застрахованного лица. Для этого предусмотрят порядок выставления требования и взыскания (п. 3 ст. 1, п. 8 ст. 3 законопроекта).

Документ: Проект федерального закона вы найдете в КонсультантПлюс.

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс"

 

У вас еще нет КонсультантПлюс? Попробуйте бесплатно - доступ на 2 дня!

А еще приглашаем на семинары и вебинары по актуальным вопросам законодательства - расписание на сайте.